Краткая история минимального гуманизма
Малый гуманизм представляет собой методологию, теоретически способную потолковать на собственный лад наиболее различные культурные и верующие формы. Однако все же имеется определенные традиции идеи, какие более ему подходят. Такая специфика семитической религиозности, более ясно выраженная в иудаистическом религиозном комплексе. И христианство и ислам в значимой ступени восприняли этот авраамизм, однако совместно с тем и преодолели его(желая в обоих вариантах по-всякому). Наиболее такого, в самом иудаизме существовали направленности идеи, какие устремлялись переинтерпретировать креационистскую модель, являющуюся прелестной метафизической предпосылкой для малого гуманизма, в другом ключе. Таковы изначальные гностические веяния в иудаизме, в частности, движение меркаба-гностиков. Позднее та же желание проявилась в европейской каббале, ещё позднее — в восточно-европейском хасидизме. Потому не правильно, взыскательно разговаривая, идентифицировать малый гуманизм с авраамизмом, этак как есть очень немало исключений. Однако в то же время определенная ассоциация меж данными формами имеется.
Однако тут появляется любознательный феномен: акцентировка малого гуманизма при интерпретации конкретной религиозной традиции может приносить к неожиданным результатам. Этак, в частности, церковная традиция сообразно собственным догматическим основаниям, непременно, является наименее минимально-гуманистической и рационалистической, ежели максимально поочередный и конкретный креационизм иудейских ортодоксов. В то же время в рамках всех версий христианства конкретно католичество наиболее только акцентирует креационизм. Но, в то же наиболее время, когда в Европе наблюдается расцвет схоластической антропологии, европейские иудаистические круги начинают деятельно расширять каббалистические доктрины, какие, в свою очередность, желая и в иудейском контексте, представляют собой очевидный эталон очень гуманистического мировоззрения(вспомним каббалистическую идею «Адама Кадмона», который подходит «совершенному человеку» китайской традиции, «атману» индуизма и т. д. ). Когда гуманисты Восстановления(Ройхлин, Пика дела Мирандолла и т. д. )обращались к «еврейской каббале», они лицезрели в ней как раз преодоление креационизма, излишек которого удушал геройский порыв в самом католичестве(желая нужно увидеть, что христианская традиция — даже в ватиканской версии — догматически еще поближе к гуманизму наибольшему, чем к минимальному).
Родословная малого гуманизма, с учетом вышеназванного феномена, который никогда не следует выпускать из виду, может существовать прослежена от авраамического креационизма чрез греческих софистов и ранешних рационалистов к средневековой схоластике, а от нее — к номинализму, Реформации, Ф. Бэкону, Галилею, Просвещению и этак вплоть по Новейшего времени. Аристотелевская двоичная логика, равномерно освобождавшаяся от всех инерциальных пережитков сакральности(в частности, от концепции телеологии деяния, заложенной в самом действии), нашла себя в данной традиции как единственное оглавление разума. Важный шаг в абсолютизации таковой позиции сделал Рене Декарт, а 1-ые решительно пессимистические выводы из нее определил катастрофический разум Иммануила Канта(кстати, происходившего из семьи французских гугенотов, эмигрировавших в Пруссию).
От Канта данная линия перешла на позитивизм в целом, предопределив целый строй современной западной цивилизации. В более же оконченном варианте в наш век постулаты малого гуманизма были сформулированы неопозитивистской, либеральной школой швейцарца Карла Поппера, француза Раймона Арона и австрийца Фридриха дворянин Хайека. В США данная желание издавна стала основой преобладающего мировоззрения, предопределив ключевые философские и культурные контуры всей атлантистской цивилизации в целом.
Путь десакрализации, которую безизбежно тянет за собой малый гуманизм, был громаден, однако корешки его следует находить не в гипотетическом нигилизме, однако в специфике определенных метафизических доктрин, какие показали целый положенный в их потенциал только в процессе постепенного обмирщвления.
Здравый, демифологизированный, рационалистический, технократический мир, который сейчас выдается Западом за единый идеал «прогресса» и «нормы», а на самом деле является итогом исторического пути только 1-го, западного сектора населения земли, основан конкретно на принципах малого гуманизма, на особенной соответственной ему антропологии.
[Назад] [Заглавная]
..